Архитектурные соображения

При подъемистых арках и относительно узких опорах верхняя часть может отсутствовать или быть выполненной в виде облегченной надстройки, повторяющей конструкцию надарочных строений. Для более равномерного распределения напряжений в кладке опоры часто снабжают выносными пятами. Выносные пяты уменьшают пролет арок, делают их более крутыми и уменьшают изгибающие моменты в опоре при несимметричном загружении пролетных строений. Учитывая сложные условия работы быков арочных мостов их делают монолитными из бетонной или бутобетонной кладки. Береговые опоры предназначаются не только для опирания на них крайних пролетных строений, но и для удержания насыпей подходов от обрушения и сопряжения конструкции моста с подходами.

У моста насыпь подхода заканчивается конусом — откосом в сторону крайнего пролета моста. Для того чтобы конус был устойчив, его поверхности придают уклоны не круче 1 : 1,25 в пределах первых 6 м, считая от бровки насыпи и 1 : 1,5 в пределах следующих 6 м. При высоте конуса свыше 12 м уклоны определяются расчетом конуса на устойчивость, но должны быть не круче 1 :1,75. В пределах подтопления уклоны назначают не менее 1 :1,5. В путепроводах разрешаются конусы с уклоном 1 :1,25 при высоте до 8,5 м. Поверхность конусов укрепляют от размыва бетонными плитами или каменным мощением. Для надежного сопряжения с насыпью конструкция моста (устоя) должна входить в конус при высоте насыпи до 4 ж не менее чем на 0,75 м, а при большей высоте — на 1,0 м.