Формирование дорожного ландшафта

Дорожные ландшафты возникли давно. Менялись способы передвижения, появлялись новые виды транспорта – вместе с ними менялась и сила воздействия на окружение, возникали новые дорожные ландшафты. При этом железнодорожный ландшафт существенно отличается от автомобильно-дорожного, и оба они нисколько не напоминают ландшафт, в который вписана проселочная дорога. Римские дороги с их крупными сооружениями – мостами, туннелями, подпорными стенками, караванные дороги Средней Азии, ямские дороги с деревянными настилами – все они нарушали естественный ландшафт и становились элементом нового дорожного ландшафта. Чем выше становился инженерный уровень сооружения, тем безжалостнее строитель обращался с ландшафтом. Пока дорог было немного, это мало кого беспокоило. Наоборот, величественные инженерные сооружения, возвышавшиеся над местностью, подчеркивали всемогущество человека, импонировали ему. Не надо думать, что в те далекие времена строителями не учитывались требования эстетики. Наоборот, хорошо известно множество прекраснейших дорожных сооружений, создание которых хотя и потребовало нарушения естественного ландшафта, но не повредило ему. Образовавшиеся искусственные ландшафты до сих пор радуют глаз человека и не наносят ущерба окружающей среде. О стремлении инженеров – строителей дорог сохранить красоту окружающей природы свидетельствуют и литературные источники. Так, например, известный ученый и инженер Г. Д. Дубелир в своем курсе лекций «Городские улицы и дороги», которые он читал для киевских студентов в 1912 г., требовал, чтобы планировка уличной сети удовлетворяла еще и требованиям художественного характера.

Но вот пришло время автомобилю и автомобильным дорогам. Массовое строительство, сжатые сроки, стремление к уменьшению капиталовложений, с одной стороны, и к максимальному сокращению времени поездок, с другой – все это приводит в ряде случаев к пренебрежению охраной окружающей среды в целом и естественных ландшафтов в частности. В этих условиях сложилось мнение о том, что формирование дорожного ландшафта является в первую очередь эстетической задачей. Но в то же время стала проявляться зависимость между качеством дорожного ландшафта и дорожным движением, его безопасностью.