Искусственные сооружения на автодорогах

Искусственные сооружения на автодорогах Мосты и другие искусственные сооружения в значительной степени определяют качественное состояние сети автомобильных дорог. До Великой Октябрьской социалистической революции мосты на территории Украины соответствовали сети гужевых дорог отсталой России, в подавляющем большинстве были деревянными с пролетами от 4,5 до 30 метров. Одно – или двухъярусные прогоны применялись в пролетах до 9,5 метра, а деревянные дощато-гвоздевые пли фермы Гау-Журавского – в пролетах до 30 метров. Отдельные мосты были капитальные с пролетными строениями до 20 метров, выполнены в монолитном железобетоне, через крупные водотоки – с металлическими сквозными фермами, а мост через р. Днепр в Киеве был цепной. По сохранившимся данным, деревянные мосты составляли до 95 процентов общей их протяженности.

Ширина проезжей части мостов в основном была 4,5-5 метров, а расчетная нагрузка в теперешнем обозначении – Н6. За годы первой мировой и гражданской воин (1914-1920) мосты через большие водотоки были разрушены или повреждены. В тяжелых условиях разрухи при отсутствии материалов, нехватке специалистов-мостовиков и квалифицированных рабочих республика приступила к восстановлению разрушенного мостового хозяйства. Этот период характерен массовым строительством деревянных и небольшого количества монолитных железобетонных мостов, а через большие судоходные водотоки – стальных пролетных строений на деревянных опорах. Были построены мосты через р. Днепр у с. Навозы, у Черкасс и Чернобыля, через р. Десну – у Чернигова. Судоходные пролеты решались, как правило, из сборно-разборных металлических пролетных строений системы Е. О. Патона (длиной 40-60 метров), пойменные деревянные ригельно под косные, ригельно-раскосные и при малых пролетах – балочные.