Отвод земель для дорожного строительства

Итак, земля является источником благополучия человека, но источник этот не бездонен, пользоваться им нужно чрезвычайно бережно. Площади, занятые городами и различными сооружениями, в том числе и автомобильными дорогами, неустанно увеличиваются. Нетрудно подсчитать, что для проложения одной тысячи километров двух полосной автомобильной дороги III — IV категории при ширине полосы отвода в среднем 25- 30 м потребуется выделить 25-30 км2 земли. Это значит, что в ряде европейских стран сетью автомобильных дорог занято до 5 % всей территории. Известно, что в США плотность дорожной сети составляет 0,5 км/км2. Следовательно, площадь земли, занятой дорогами, достигает в этой стране около 100 000 км2, что превышает территорию таких государств, как Бельгия и Дания вместе взятых.

Как видим, с одной стороны — потребность в улучшении транспортных связей, в развитии автомобильных дорог, с другой — необходимость расплачиваться за удовлетворение этой потребности территорией, которая навсегда исключается из сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства и пр. Вот почему в общей проблеме охраны окружающей среды вопрос о сохранности земли представляется даже более актуальным, чем вопрос о загазованности атмосферы или снижении транспортного шума. Вместе с тем основные исследования в области автомобильно-дорожной экологии связаны именно с транспортным шумом и загазованностью, и совершенно недостаточно их посвящено сохранности земель при развитии дорожных сетей. Отвод земель для строительства автомобильных дорог регламентируется утвержденными Госстроем СССР нормами. Ширину полосы отвода и размеры участков земли, отчуждаемых для автомобильных дорог в постоянное пользование, устанавливают в зависимости от категории дороги, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия боковых резервов, принятых в проекте дороги заложений откосов насыпей и выемок, и от других условий.