Рыхлители

Рыхлители применяют для рыхления плотных и мерзлых грунтов для облегчения разработки грунта землеройными машинами. Рыхлители бывают прицепные и навесные. Прицепные рыхлители работают в сцепе с гусеничным трактором. Основой прицепного рыхлителя является рама, соединяющаяся с буксирным прибором трактора. На раме закрепляются в гнездах с помощью клиньев сменные зубья, изготовленные из износостойкой стали. Ходовые колеса рыхлителя установлены на подъемной раме, соединенной шарнирно с основной рамой. В верхней части подъемной рамы установлена обойма полиспаста. При наматывании каната на барабан тракторной лебедки подъемная рама поворачивается относительно основной рамы и поднимает ее, и рыхлитель переводится в транспортное положение. При отпускании каната основная рама под действием своего веса и балласта опускается, заглубляя зубья в грунт.

Навесной рыхлитель состоит из следующих основных частей: рама, рыхлительные зубья и гидроцилиндры, обеспечивающие подъем и опускание рабочего оборудования. Зубья рыхлителя прикрепляются к раме жестко или с помощью поворотных кронштейнов. Шарнирное крепление зубьев, позволяющее им отклоняться в горизонтальной плоскости в каждую сторону от продольной оси рыхлителя на угол 10-20°, уменьшает боковые нагрузки на тягач при разработке скальных горных пород и грунтов с выключением крупных валунов. Выпускаемые в настоящее время рыхлители устанавливаются на тракторах мощностью 100, 180 и 250 л. с. Спереди трактора навешивается бульдозерное оборудование. Это уравновешивает трактор и делает машину более универсальной.