Системы транспортного обслуживания

После выбора типа автомобиля на основании анализа данных за достаточно продолжительное время (месяц, квартал) устанавливается неравномерность грузопотоков. В грузопотоках при всей их кажущейся случайности можно выделить детерминированную часть. Эта постоянная часть определяется технологическими связями между цехами и складами предприятий. Здесь можно установить перевозки ежесменные и осуществляемые один раз в несколько смен, суток и т. п. Грузопотоки оформляются в виде шахматных таблиц перевозок, и их маршрутизация производится в первую очередь. Существует несколько систем транспортного обслуживания.

Прежде всего, это централизованное и децентрализованное. В первом случае на предприятии создается транспортный цех с диспетчерской службой, принимающей на себя внешние и внутренние перевозки, во втором – автомобили закреплены за крупными цехами, складами. Централизованное транспортное обслуживание имеет важные преимущества: оперативность в маневрировании транспортными средствами, позволяющая улучшить их использование по пробегу, грузоподъемности; возможность концентрации транспортных средств на наиболее важных в данный момент перевозках; возможность работы по наиболее рациональным кольцевым развозочно-сборочным маршрутам; возможность применения современных автоматизированных систем управления транспортом. Децентрализованное транспортное обслуживание рационально только для специальных перевозок, требующих специализированных транспортных средств, не применяемых для обслуживания других цехов. Централизованное обслуживание цехов автомобилями с маршрутной организацией движения значительно снижает расходы на перевозки по сравнению с децентрализованным обслуживанием. На Бийском котельном заводе, например, внедрение централизованной маршрутной системы позволило довести уровень груженых пробегов до 71,3%. сократить число автомобилей с 16 до 9 при тех же объемах перевозок, было высвобождено 58 чел., в том числе за счет совмещения профессий шофера и стропальщика. Внедрение централизованной маршрутной системы дало 240 тыс. руб. годовой экономии.