Тяговые характеристики автомобилей

На автомобилях применяют двигатели внутреннего сгорания. Основной характеристикой двигателя является его мощность, в зависимости от частоты вращения вала. Автомобиль – это автономный экипаж, и двигатель его является конструктивной частью. Достоинство автономного экипажа М независимость от энергетических коммуникаций (например, токоподводящего провода для троллейвоза), недостаток – отсутствие запаса энергии для троганья с места или даже запуска двигателя. Запас энергии может храниться в аккумуляторах, с этой целью можно также использовать сжатый воздух. В двигателях внутреннего сгорания мощность прямо пропорциональна числу оборотов двигателя. Наибольшая мощность двигателя нужна при трогании автомобиля с места и наборе скорости. Следовательно, при трогании необходимо, чтобы вал двигателя имел большие обороты. Но скорость троганья мала, и вращение колес должно быть медленным.

Это противоречие усложняет конструкцию автомобиля. Необходимо устройство сцепления, позволяющего при запуске двигатель отсоединять от колес, и лишь после достижения валом двигателя достаточной скорости вращения, а следовательно, и высокой мощности соединить его с ведущими колесами. Однако и здесь прямое соединение невозможно. При трогании с места, разгоне и в процессе движения при изменяющихся условиях скорость автомобиля должна меняться в широких пределах и не зависеть от скорости вращения вала двигателя. С этой целью между двигателем и колесами устраивают передаточный механизм, позволяющий в широких пределах менять передаточное число трансмиссии, т. е. отношение числа оборотов вала двигателя к числу оборотов ведущих колес. Передаточный механизм может быть механическим (коробка передач), гидравлическим, электрическим. При электрической передаче двигатель расположен на одном валу с электрогенератором, ведущие колеса приводятся в движение электромоторами. Передача усложняется, так как связана с двукратным преобразованием энергии (термохимическая, электрическая, механическая).

Применяют такие автомобили в тяжелых карьерах, где механическая трансмиссия из-за больших нагрузок ненадежна.