Устройство усовершенствованных покрытий

Организованные в 1948-1949 годах машинно-дорожные станции (МДС) значительно ускорили темпы работ по восстановлению дорожного хозяйства и дали возможность сконцентрировать основные силы и средства на строительстве и реконструкции автомобильных дорог республиканского значения, обеспечивающих транспортные связи областных и крупных промышленных центров между собой и столицей республики Киевом. Были также возобновлены работы по строительству ряда автомобильных дорог, начатые в 1939-1940 годах методом народной стройки, суть которого сводилась к способу организации строительства Ферганского канала. Важнейшими объектами республиканского значения, на которых развернулись работы, были дороги: Киев-Умань Песчаный Брод — Первомайск-Вознесенск-Одесса, Киев-Сумы на участке Пирятин — Лохвица — Ромны — Сумы, Донецк — Жданов, Кировоград — Знаменка-Александрия, Днепропетровск — Никополь, Одесса-Николаев, Николаев-Вознесенск, Харьков-Купянск на участке Чугуев-Купянск, Херсон-Берислав, Ворошиловград — Красный Луч, Ворошиловград-Старобельск, Чернигов — Новгород-Северский, Полтава — Гадяч и другие. Строительство указанных дорог велось силами МДС при широком участии сельского населения, предприятий и организаций. Строительство и реконструкция этих автомобильных дорог, как правило, осуществлялись стадийно с широким внедрением вновь разработанных и освоенных уже (как в довоенный, так и послевоенный период) конструкций дорожных покрытий с применением малопрочных каменных материалов, укрепленных черными вяжущими, а для областей и районов Украины, не имеющих местных месторождений каменных материалов, бескамерных конструкций из грунта, обработанного битумом или дегтем, известью. Таким образом, довоенный тип покрытия — мостовая — постепенно стал вытесняться новыми более прогрессивными.