Внешние силы, действующие на автомобиль

Сопротивление качению. Загруженное силой GK колесо деформируется и соприкасается с поверхностью дороги не в точке, а на площадке, имеющей форму эллипса. Реакция RK дороги на силе равна ей по величине и обратна по направлению. Точкой приложения реакции можно считать центр эллипса, если заменить распределенную по площадке силу сосредоточенной. Если к колесу приложить крутящий момент Ми, возникает касательная сила F’K и реакция на нее FK. Движущееся колесо деформируется, при этом появляется как бы наплыв, благодаря чему эллипс площади контакта смещается вперед по ходу автомобиля. Смещение эллипса ведет к тому, что реакция RK, приложенная к центру эллипса, также смещается, и между нею и вызвавшей реакцию силой, возникает плечо а, создающее противодействующий движению момент.

Динамическая характеристика – это удельная избыточная сила, которая может быть израсходована на преодоление дорожных сопротивлений. Поскольку сила тяги и сопротивление воздушной среды зависят при прочих равных условий от скорости, т. е. от частоты вращения вала двигателя, динамическая характеристика D тоже является функцией частоты вращения и может быть представлена для различных передаточных чисел коробки передач в виде семейства кривых, каждая из которых соответствует определенному передаточному числу. Следует отметить, что динамическая характеристика соответствует только определенным условиям работы автомобиля, главное его весу. Преодоление автомобилем подъемов при равномерном движении. Если в уравнении левую часть обозначить D (динамический фактор), а в правой отбросить удельную энергетическую силу, Получим уравнение равномерного движения в виде Движущийся автомобиль обладает большим запасом кинетической энергии, которая, при уменьшении скорости движения превращается в работу, используемую на преодоление дорожных сопротивлений.