Громадные объемы горнокапитальных работ

Учитывая тот факт, что при строительстве крупных карьеров объем горнокапитальных работ значителен, необходимо в этом случае при определении оптимальных параметров карьера учитывать затраты – разницу между горнокапитальной и эксплуатационной вскрышей, которая в определенной степени будет влиять на снижение предельной глубины открытых работ. В связи с большой продолжительностью освоения крупных железорудных месторождений, покрытой мощной толщей пород, нужно учитывать изменение стоимости горнокапитальных работ в зависимости от продолжительности строительства и глубины разработки по формуле.

Стоимость горнокапитальной вскрыши, приведенную к первоначальному году строительства карьера, можно выразить следующим образом.

По данным исследований И. П. Пономарева на карьерах трестов Вахрушевуголь и Коркинуголь стоимость экскавации І мъ породы на глубине 100 ш от поверхности возрастает с 9-10 до 16-17 коп., а стоимость транспорта 1 м3 вскрыши увеличивается с 7 до 21 коп. на глубине 50 м и до 28-32 /коп на глубине 100 ш ит. п. По мере отработки месторождений общее расстояние откатки горной массы от забоя до фабрики и отвала увеличивается. При комбинированной системе транспортирования автомобильный и железнодорожный транспорт с внутрикарьерным складом до переноса склада на новое место происходит относительное увеличение расстояния автоперевозок.

Если учесть, что стоимость 1 т-км автоперевозок (0,082 руб.) более чем в четыре раза превышает стоимость железнодорожных (0,0194 руб.), то и затраты по мере отработки месторождения также увеличиваются.

Для того чтобы использовать экономические преимущества железнодорожного транспорта, в практике отработки карьеров принято периодически переносить внутрикарьерные склады ближе к забоям.