Общие правила организации земляных работ

Работы по устройству земляного полотна весьма трудоемки. Объемы этих работ в зависимости от типа дорог и характера местности колеблются в широких пределах, достигая в отдельных случаях (например, при устройстве подъездных путей в условиях горного рельефа) до 25 тыс. м3 грунта на 1 км дороги. Стоимость этих работ составляет значительную часть общей стоимости сооружения дороги.

Это заставляет советских строителей-дорожников уделять правильной организации земляных работ особенно большое внимание. Наиболее совершенным способом организации дорожно-строительных работ является разработанный советскими специалистами поточно-скоростной способ строительства, сущность которого заключается в параллельности ведения отдельных видов работ при их комплексной механизации.

При внедрении поточных методов строительства дорог различают две основные группы работ.

Первая группа – линейные работы, которые имеют одинаковую или примерно одинаковую трудоемкость на единицу длины: строительство малых искусственных сооружений, устройство земляного полотна, устройство дорожных одежд или укладка рельсового пути.

Вторая группа – сосредоточенные работы небольшого протяжения, но значительной трудоемкости: строительство больших и средних мостов, сооружение крупных насыпей, глубоких выемок и т. п. При строительстве внутризаводских дорог, выполняемых в общем комплексе строительства промышленных предприятий, к сосредоточенным работам следует отнести также прокладку глубоких подземных коммуникаций, пересекающих трассу дорог.