Освоение железорудных месторождений открытым способом

Осваиваемые железорудные месторождения можно разделить на две группы. 1. Месторождения горизонтального залегания (типа Лисаковского и Керченского), покрытые породами небольшой мощности.

2. Месторождения крутопадающие, наклонные и неправильной формы (типа Кузбасса, КМА, Кривого Рога). При этом рыхлая толща имеет значительную мощность – до 200 м. Разработку месторождений первой группы наиболее целесообразно производить схемами механизации: на отработке рыхлой толщи пород и рыхлых руд – комплексом горнотранспортного оборудования непрерывного действия, на добыче крепких руд – мех-лопатами с конвейерным транспортом и перегружателями и мех-лопатами с железнодорожным транспортом.

При разработке месторождений второй группы диапазон использования схем механизации более широк. Особенности строительного периода обусловливают применение в этот период во многих случаях иных схем механизации работ, чем во время эксплуатации месторождения.

В частности, в первый период строительства целесообразно применение автомобильного транспорта.

Разработку верхних горизонтов скальных пород и руды эффективно производить одноковшовыми экскаваторами с применением железнодорожного и комбинированного (автомобильно-железнодорожного) транспорта.

Отработку руды и скальных пород на глубоких горизонтах – одноковшовыми экскаваторами с применением комбинированного (автомобильно-скипового-железнодорожного и др.) и конвейерного транспорта. Гипрорудой в 1960 г. разработаны на базе Качарского месторождения проекты железорудных карьеров будущего.

При этом по первой схеме предусматривается применение новых способов разрушения горных пород в массиве и комбинированных разрушающе-погрузочных агрегатов в сочетании с конвейерным транспортом.

По второй схеме для погрузки и транспортирования используются машины непрерывного действия.