Первый, третий и четвертый пункты

Исходя из указанных данных, можно установить граничные условия для решения задачи оптимальной солнечной радиации школьных помещений. По этим условиям планировка помещений в школьных зданиях, а также конструкции и ориентация свето-проемов должны: 1) обеспечить продолжительность инсоляции помещений в течение 3 ч в сутки; 2) исключить возможность попадания солнечных лучей на рабочие плоскости; 3) обеспечить нормативную освещенность рабочих мест; 4) исключить возможность перегрева помещений в районах с жарким климатом.

Первый, третий и четвертый пункты являются желательными, второй – обязательным. Выявив основные критерии нормирования инсоляции школьных зданий, можно перейти к методам оценки архитектурно-планировочного решения школ с точки зрения прямой солнечной радиации.

В настоящее время известно много методов учета инсоляции в процессе проектирования (аналитические, графические, с помощью приборов и т. д.). Наиболее удобными в работе являются графические методы, так как аналитические очень трудоемки, а механические требуют специального оборудования. Методы, разработанные советскими архитекторами Б. А. Дунаевым, Д. С. Масленниковым и др., а также зарубежными архитекторами Бэкером и Фунаро, Плейжелом и т. д., дают возможность довольно точно определить продолжительность инсоляции отдельных помещений и фасадов зданий.

Однако при анализе зданий появляется необходимость определять не только продолжительность инсоляции, но и размеры и формы инсоли-руемых площадей, чтобы иметь возможность избежать попадания солнечных лучей на рабочие плоскости. Точно так же при анализе инсоляции участка определяющими являются размеры и форма затененных площадей.