Процесс строительства

В настоящее время, когда полевые обследования,/плановые и высотные съемки, а также полевое (трассирование дорог заменяются соответственно аэрофотосъемкой и трассированием по сте-реомоделям (с подсчетом объемов земляных работ по отметкам точек, полученных фотограмметрическим способом или по крупномасштабным планам стереотопографической съемки), разбивка дорог может выполняться непосредственно перед строительством и служить только для целей строительства. При этом отпадает необходимость производить ее по оси дороги с обозначением указанных выше точек.

Использовать в качестве разбивочного обоснования точки, сохранившиеся впереди возводимого участка, практически нецелесообразно. Применяемые технические нивелиры допускают расстояния между связующими точками до 300 м (особенно при спокойном рельефе).

Процесс строительства высокопроизводителен благодаря комплексной механизации. Сказанное, однако, не ставит требований замены классического метода пикетажа чем-то новым.

Пикетаж нужен в настоящее время (и видимо будет нужен в будущем) как единица измерения трассы (в плане. Понятие «пикет» можно отождествить с понятием «цена деления» мерного прибора, номера пикетов – с обозначением его штрихов, пикетаж в целом – с мерным прибором.

Представим, что такой (условный) мерный прибор расположен вдоль строящейся дороги (вне зоны земляных работ). На него при помощи простейших геодезический приборов (например, эккера) можно проектировать точки с оси дороги, и наоборот.

Тогда в период строительства можно исключить процесс измерения длинных линий по оси дороги и вдоль нее. Это значительно повысит производительность геодезических работ.

Ось запроектированной дороги приходится переносить ‘в натуру несколько раз: в предпостроечный период, при исполнительной съемке земляного полотна, перед возведением верхнего строения дороги, при исполнительной съемке готовой дороги. Самой ответственной и сравнительно наиболее точной должна быть разбивка точек для возведения верхнего строения дороги, т. е. при укладке ж.-д. путей.

Менее точной могла бы быть предпостроечная разбивка, по которой выполняются подготовительные работы, для черновой отсыпки полотна.