К вопросу о развитии монументально-декоративного искусства в украинской ССР

Развитие украинского советского монументально-декоративного искусства тесно связано с претворением в жизнь поставленной Программой КПСС задачи создания нового социалистического архитектурного стиля. Огромный коллектив советских архитекторов и художников-монументалистов, в том числе и украинские мастера, стали на путь поисков новых решений архитектурно-художественного облика жилых домов и общественных зданий промышленных сооружений.

Цель их – создание новых интерьеров и экстерьеров, которые отличались бы экономичностью и идейно-художественной выразительностью, простотой и лаконичностью, максимальным удобством и технической завершенностью решений, народностью и национальной самобытностью, органичной связью с окружающей природой.

Ярким примером этих поисков являются построенные в последнее время в разных городах СССР различные общественные сооружения: Кремлевский Дворец съездов, гостиницы «Варшава», «Юность», «Дружба», кинотеатр «Россия» и Дворец пионеров в Москве, речной вокзал, автовокзал и другие сооружения в Киеве, а также ряд объектов в Артеке, Харькове, Полтаве, Краматорске, Вильнюсе, Риге, Таллине, Ужгороде и др. Архитектура этих сооружений синтезирует монументально-декоративное искусство, играющее огромную роль в завершении ее идейно-художественного образа, в деле пропаганды трудовых побед нашего народа. Примеры свидетельствуют, что рождение и становление нового архитектурного стиля основано на традициях и новаторстве, на методе социалистического реализма и стимулируется достижениями строительной техники, которые уже не позволяют применять старые приемы архитектурно-художественных решений периода излишеств в архитектуре, осужденных в постановлениях партии и правительства в 1954-1955 гг.