Опыт передовых проходческих коллективов

В проектах действующих шахт, как правило, нет решения вопросов по углубке вертикальных стволов и подготовке следующих горизонтов, что приводит к дополнительным трудностям по составлению проектов организации этих работ и проведению значительного объема вспомогательных выработок, связанных с углубкон стволов. Трудности, связанные с организацией углубки стволов, привели к тому, что вертикальные стволы действующих шахт, особенно в угольных районах, разрабатывающих пласты с крутым падением, запаздывали углублять, а отработку нижних горизонтов производили с помощью уклонов там, где по проекту полагалось осуществлять углубку вертикальных стволов. Даже на крупных шахтах бассейна (им. Вахрушева, № 5-6, «Коксовая-П», им. Калинина, № 9-15) при наличии двух и трех вертикальных стволов, вскрывающих шахтное поле, подготовку и отработку нижних горизонтов осуществляли проведением одного или нескольких уклонов.

Одним из главных вопросов своевременного вскрытия и подготовки новых горизонтов шахт в Кузбассе является увеличение скорости углубки вертикальных стволов.

Средняя скорость углубки вертикальных стволов значительно ниже скорости проходки, что связано со спецификой углубки, а также низким уровнем организации работ, особенно на углубках, осуществляемых хозяйственным способом.

Опыт передовых проходческих коллективов и достигнутые скорости углубки отдельных стволов показывают, что за счет применения прогрессивных схем углубки, внедрения новой техники и передовых методов организации работ можно значительно повысить скорость и снизить стоимость углубки вертикальных стволов в Кузбассе. Как видно из приведенных данных, за период с 1943 г. на 14 шахтах комбината Кузбассуголь было осуществлено 32 углубки 27 вертикальных стволов общей глубиной 3520 м. Шаг углубки от 50 до 200 м и наиболее часто применяемый 100 м. Постоянная крепь – монолитный бетон.

В последнее время на углубке стволов широко применяется совмещенная схема ведения работ с возведением бетонной крепи с помощью подвижной металлической створчатой опалубки в сочетании со спуском бетонной смеси по трубам.